Относительно надёжности гаража из металлопрофиля существует два противоположных мнения. Одни автовладельцы видят в нём быстровозводимую и эстетически привлекательную постройку. Другие же предпочитают гаражи из кирпича и бетона, расценивая профлист как исключительно облицовочный материал.
Обе точки зрения вполне обоснованы. Для принятия решения о строительстве гаража из металлопрофиля, прежде всего, нужно убедиться в рациональности выбора этого материала. После чего изучить пошаговую инструкцию по возведению этого строения своими руками.
Содержание
- 1 Характеристика металлопрофиля как материала
- 2 Плюсы и минусы профнастила
- 3 Какой металлопрофиль выбрать для строительства гаража
- 4 Составление проекта и сметы расходов
- 5 Необходимые материалы и инструменты
- 6 Подготовка фундамента
- 7 Монтаж каркаса
- 8 Описание технологии обшивки
- 9 Уход и эксплуатация за гаражом из металлопрофиля
Характеристика металлопрофиля как материала
Металлопрофиль (профнастил, профлист, гофролист) – лёгкий и в достаточной степени гибкий материал, который изготавливают из тонколистовой стали. Металлические полотна с обеих сторон покрывают слоем цинка, тем самым обеспечивая защиту от развития коррозии. Эстетически привлекательный вид придают с помощью полимеров.
Материал имеет информативную маркировку, сообщающую о его предназначении и основных технических характеристиках:
- «Н» – несущий профлист, используется для монтажа кровли и облицовки несущих конструкций;
- «НС» – несуще-стеновый, универсален, пригоден для устройства ограждений;
- «С» – стеновый;
- R – кровельный;
- А – защитное покрытие нанесено только на внешнюю, лицевую сторону полотна;
- В – защита нанесена на тыльную сторону.
Металлопрофиль различают по нескольким параметрам, определяющим технические характеристики конкретного материала:
- толщине полотна и, соответственно, его жёсткости: от 0,1 до 2 мм;
- высоте и ширине волны: 1-114 мм;
- форме волны;
- степени антикоррозийной защиты, определяемой типом внешнего покрытия.
В соответствии с последним параметром различают несколько видов защиты стальных полотен.
- Оцинковка – самый недолговечный слой.
- Алюминиево-цинковое – немногим надёжнее предыдущего.
- Полиэстер – декоративен, недолговечен, подвержен отслаиванию.
- Поливинилфторид. Надёжен, прочен, имеет УФ защиту, долговечен.
- Пурал. Близок по свойствам и характеристикам к поливинилфториду.
Полотна соединяют между собой методом нахлёста на 1-2 волны. Для металлопрофиля выпускают специальные крепежи: стальные саморезы с пресс-шайбой и шляпкой, окрашенными в те же цвета, что и профлист.
Плюсы и минусы профнастила
Положительные свойства:
- огнестойкость и отсутствие деформации под воздействием высоких температур;
- негигроскопичность;
- наличие рёбер жёсткости, обеспечивающих прочность и устойчивость к механическому воздействию;
- широкий выбор цветового решения полотен;
- небольшой вес по сравнению с другими популярными строительными и отделочными материалами;
- достаточно долгий срок эксплуатации – до 20 лет;
- экологическая безопасность;
- сравнительно невысокая цена.
Недостатки:
- торцы металлических листов не защищены антикоррозийным составом;
- внешнее покрытие довольно легко повреждается, места царапин и сколов со временем ржавеют;
- под воздействием солнечных лучей теряет насыщенность цвета и через 3-4 года эксплуатации становится более блеклым, возможно выгорание пятнами;
- нагревается под солнцем и передаёт тепло близлежащим элементам конструкции.
Какой металлопрофиль выбрать для строительства гаража
При строительстве гаража потребуется металлопрофиль для трёх основных элементов строения:
- стен;
- кровли;
- ворот и калитки.
Толщина полотен может быть разной. Для возведения кровли рекомендован материал соответствующей маркировки, в которой присутствует литера R. Это прочный и дорогостоящий профлист, который в целях удешевления строительства можно заменить на металлопрофиль «НС».
Обратите внимание! При выборе профнастила для строительства гаража важна не толщина листа, а глубина профиля. Именно она придаёт листу жёсткость. Оптимальный выбор – профлист ПС-15 и С-15 толщиной 0,7 мм и глубиной волны 15 см.
Для того чтобы минимизировать вероятность кражи гаража, заказывают изготовление полотен, длина которых соответствует длине будущей постройки, и укладывают их горизонтально друг над другом с нахлёстом на 1-2 волны. Горизонтальные швы желательно загерметизировать влагостойким силиконовым герметиком. Это предотвратит подтекание влаги в зазоры между листами профнастила.
Но длинные горизонтальные полотна используют нечасто, так как доставка этого материала требует заказа дорогостоящих машин-длинномеров. Чаще всего гаражи из профлиста возводят из вертикально установленных полотен, соответствующих высоте строения. В этом есть свой «плюс»: влага скользит вдоль рёбер металлопрофиля и не затекает на внутренние стены.
Необходимо побеспокоиться и о том, чтобы лёгкое металлическое строение успешно противостояло порывам ветра. С этой целью стены крепят к грунту или бетону с помощью металлических скоб или шпилек.
Составление проекта и сметы расходов
В среднем для собственноручного возведения гаража из металлопрофиля требуется 1,5-2 месяца. При выборе проекта можно ориентироваться на стандартные размеры заводских изделий:
- 2,13х4 м;
- 2,9х4,7 м;
- 3,2х5,2 м;
- 3,2х5,8 м.
Типовые проекты гаражей из профнастила
Важно! При самостоятельном проектировании учитывают: угол наклона односкатной крыши не должен превышать 30°.
Составление чертежа
Смету на строительство выполняют на основании предварительно сделанного чертежа, на котором должны быть указаны все размеры и расстояния.
Можно использовать линейку и масштабирование или нарисовать эскиз будущего строения от руки.
Наиболее точный и подробный чертеж составляют с помощью специализированных программ, таких как AutoCAD, nanoCAD, «Компас», «Солитворкс», 3-D MAX.
Если гараж устанавливают на фундаменте, делают чертёж разреза или узла основания.
Составление сметы
Смета на строительство гаража должна включать:
- перечень и объёмы работ;
- количество и стоимость материалов;
- транспортные расходы;
- накладные расходы;
- суммарную стоимость работ и материалов.
Строение представляет собой каркас из профилированной трубы, обшитый листами профнастила. Для устройства каркаса используют трубы:
- 60х40 мм;
- 60х20 мм;
- 40х20 мм;
- 20х20 мм.
Выбор сечения зависит от размеров строения. Чем оно больше, тем более крупное сечение труб выбирают. Стандартное расстояние между вертикальными стойками – 100-120 см. Или же используют трубы меньшего сечения и одновременно сокращают расстояние между стойками каркаса до 50-60 см.
Пример сметы на строительство гаража 4,5х3,5 м
Материалы | Параметры (мм) | Количество | Цена |
Профильная труба для монтажа каркаса | 60х20 | 70 м | 190 руб/м |
Профильная труба для монтажа рёбер жесткости | 40х20 | 50 м | 124 руб/м |
Профнастил С-15 | Толщина 0,7 мм, размеры листа 1200х1150 | 23 шт | 210 руб/м2 |
Цемент М400 | 50 кг | 4 шт | 196 руб |
Песок | 1,5 м3 | 450 руб/м3 |
Общий вес конструкции зависит от массы каждого материала и составляет не менее 800 кг.
Для того чтобы рассчитать вес постройки по своему проекту, ориентируются на следующие показатели:
- 1 м2 металла толщиной 1 мм весит 7,8 кг;
- 1 м2 металла толщиной 2 мм – около 17 кг;
- 1 погонный метр профильной трубы 20х20 мм – 1,225 кг;
- трубы 20х40 мм – 1,4-1,6 кг;
- трубы 60х20 мм с толщиной стенки 2 мм – 3,020 кг;
- трубы 60х40 с толщиной стенки 2 мм – 3,1 кг.
Необходимые материалы и инструменты
Для собственноручного строительства гаража из металлопрофиля потребуются инструменты:
- нивелир;
- бетоносмеситель (если проектом предусмотрен бетонированный фундамент);
- болгарка и диски по металлу толщиной 1,5-2 мм;
- ножницы по металлу;
- шуруповёрт;
- свёрла;
- рулетка;
- пузырьковый уровень длиной не менее 80 см;
- лопаты совковая и штыковая;
- отвес;
- виброплита или приспособление для утрамбовывания грунта (например, металлическая бочка, на 1/3 заполненная камнями).
Из материалов понадобятся:
- профильные трубы;
- профлист;
- саморезы;
- арматура для усиления фундамента;
- песок;
- гравий мелкой (для отсыпки) или средней (для фундамента) фракции;
- петли для навешивания ворот и калитки;
- замки и засовы.
Подготовка фундамента
Гараж из профнастила – лёгкая конструкция, для которой не требуется мощного фундамента. В большинстве случаев достаточно мелкозаглублённой ленты или плиты. Подойдёт и столбчатый фундамент, оптимальный для пучинистых грунтов.
Поскольку пол в гараже необходимо бетонировать, лучшим выбором будет УШП (утеплённая шведская плита), размеры которой на 20-40 см превышают (со всех сторон) размеры гаража. Таким образом, одновременно получают пол, отмостку и облегчают себе задачу бетонирования подъездных путей.
Важно! УШП – фундамент мелкого заложения, поэтому нужно заранее продумать способ отвода грунтовых и поверхностных вод.
УШП одновременно является «плавающим» фундаментом, так как находится на песчаной «подушке», компенсирующей подвижки грунта. Это оптимальное решение для участков с высоким уровнем грунтовых вод и глубоким (более 80 см) промерзанием в зимний период.
Преимущества УШП:
- монтаж на любом типе грунта;
- меньший, по сравнению с обычным плитным фундаментом, расход бетона;
- теплоизоляция, препятствующая промерзанию пола гаража;
- плита одновременно является полом, что исключает временные и финансовые затраты на его строительство;
- в плиту можно укладывать инженерные коммуникации;
- быстрый монтаж (в среднем на возведение 100 м2 УШП требуется не более 7 дней).
Важно! УШП можно возводить только на ровных участках, поэтому придётся тем или иным способом выровнять существующий.
Полноценный расчёт несущей способности УШП невозможен, так как в российских СНиП и ГОСТ нет такого понятия, как «утеплённая шведская плита». За основу можно брать характеристики стандартной бетонной, усовершенствованным вариантом которой является УШП.
Необходимые материалы:
- пенопласт толщиной 5-10 см;
- стальная арматура сечением 10 мм;
- вязальная проволока;
- геотекстиль;
- рубероид;
- пиломатериал для строительства опалубки;
- песок (только карьерный, речной непригоден);
- щебень средней фракции (20х40 мм);
- портландцемент марки не ниже М400.
Этапы строительства УШП
Шаг 1. Выравнивание участка строительства.
Шаг 2. Разметка. С помощью верёвки и колышков определяют размеры будущей плиты.
Шаг 3. Выемка грунта на глубину 30-40 см в пределах разметки. Оптимальный способ – использование экскаватора.
Шаг 4. Выравнивание дна и стенок котлована.
Шаг 5. Утрамбовывание грунта на дне и стенках котлована.
Шаг 6. Формирование песчаной подушки толщиной 10-15 см.
Шаг 7. Утрамбовывание песчаного слоя. Задачу облегчит проливка песка водой из шланга.
Шаг 8. Укладка полотен геотекстиля с нахлёстом 30-40 см так, чтобы края полотен вступали за пределы разметки на 20-30 см.
Шаг 9. Отсыпка гравийного (или щебниевого) слоя высотой 10-15 см.
Шаг 10. Утрамбовывание гравия.
Шаг 11. Заворачивают края геотекстиля на гравийный слой.
Шаг 12. При необходимости прокладывают инженерные коммуникации.
Шаг 13. По периметру плиты вертикально устанавливают плиты пенополистирола высотой 20-25 см. Укрепляют конструкцию досками и укосинами.
Шаг 14. Укладывают на гравий плиты пенопласта.
Шаг 15. Настилают рубероид с нахлестом полотен на 10-15 см.
Шаг 16. По периметру плиты выстраивают опалубку.
Шаг 17. Внутри опалубки собирают армирующий каркас из арматуры и вязальной проволоки.
Шаг 18. Заливают бетон.
Если фундамент возводят в жаркие дни, необходимо поливать его водой каждые 2-3 часа. В относительно теплые дни – каждые 10-12 часов.
Совет! На следующий день после заливки фундамента бетон можно укрыть слоем песка или опилок. Они будут удерживать влагу и интервал между поливами можно увеличить в 1-1,5 раза.
Монтаж каркаса
Каркас можно собирать частями в стороне от фундамента или, если залита УШП, непосредственно на ней.
Шаг 1. Установка стартового профиля (углового швеллера), с помощью которого формируют периметр гаража (его нижнее основание).
Шаг 2. Приваривают угловые стойки.
Шаг 3. Из швеллера формируют верхнюю обвязку.
Шаг 4. Устанавливают промежуточные стойки из профильной трубы. Соединения труб и швеллера могут быть не сварными, а болтовыми.
Шаг 5. Крепят трубы для устройства крыши, формируют её уклон.
Описание технологии обшивки
В выполнении обшивки каркаса самое главное – правильно установить первый лист металлопрофиля. Он должен располагаться у одной из угловых стоек. Тщательно выверяют положение листа по вертикали и горизонтали. Используют отвес, уровень или нивелир.
Второй лист укладывают с нахлестом в 1 волну и крепят специальными саморезами для профнастила. Таким способом обшивают все стены гаража кроме той, в которой предусмотрены калитка и ворота. Далее аналогичным образом зашивают профнастиломк крышу строения.
Совет! Перед тем как вкрутить саморез, высверливают отверстие соответствующего диаметра.
Уход и эксплуатация за гаражом из металлопрофиля
Для того чтобы гараж прослужил как можно дольше и при этом сохранил свою эстетическую привлекательность, выполняют ряд рекомендаций по уходу за строением из металлопрофиля.
- Профлист – достаточно «мягкий» материал, на котором от сильных ударов неизбежно останутся вмятины. Об этом нужно знать и избегать механического воздействия на стены и крышу.
- Независимо от типа облицовочного покрытия, оно легко повреждается острыми предметами. Впоследствии в этих местах появляется ржавчина. Поэтому все сколы и царапины необходимо без промедления покрывать антикоррозийными составами и окрашивать в цвет металлопрофиля.
- Для создания более комфортной остановки внутренние стены гаража обшивают ОСБ и утепляют.
Гараж из металлопрофиля можно спроектировать и выстроить самостоятельно. В этом помогут пошаговые инструкции по монтажу и рекомендации по выбору материалов.