Часто люди хранят в гараже ценные вещи: инструменты, запчасти для автомобиля и другой необходимый инвентарь, не говоря уже про самого «железного коня». Чтобы сохранить это всё в целости, нужно установить прочные ворота. В последнее время всё больше владельцев гаражей предпочитают ворота-рольставни: они обеспечивают безопасность внутреннего пространства, привлекательны внешне и доступны для изготовления своими руками.
Содержание
Что собой представляют ворота-рольставни
В качестве основы для рольставней используют алюминиевый или стальной профиль различной толщины. Алюминиевые изделия достаточно прочны, служат очень долго, не подвержены коррозии. Ламели конструкции плотно соединены, что повышает противовандальный эффект, а для увеличения прочности на них предусмотрены дополнительные рёбра жёсткости.
Конструкции из стального профиля самые прочные и лучше всего противостоят несанкционированному проникновению. Чтобы стальные рольставни не страдали от воздействия влаги, для них используют оцинкованный металл.
Дополнительное утепление конструкции предохраняет от потери тепла через ворота, с этой целью по периметру ворот закрепляют специальный теплоизолирующий материал. Он поможет сохранить в гараже благоприятную температуру даже при сильных морозах на улице.
Гаражные рольставни, производят 2 видов: с горизонтальным и вертикальным перемещением ворот. Возможно открытие конструкции вручную или с помощью автоматики. Роллетные ворота несложно установить, они просты в эксплуатации, и их можно размещать как снаружи, так и внутри гаражного проёма.
Плюсы и минусы
К положительным качествам ворот-рольставней можно отнести следующие:
- Эти конструкции избавляют вас от необходимости убирать выпавший перед гаражом снег в зимний период;
- Их легко монтировать, во время работы для них не нужен особый уход, правильно установленная конструкция будет служить длительный срок;
- Ворота-рольставни очень компактны, для их установки нужно мало места. В отличие от остальных конструкций ворот, они не занимают дополнительную площадь при открывании;
- Профиль, используемый при изготовлении конструкции, бережёт тепло. Кроме того, он защищает от грязи, благодаря чему в гараже всегда будет чисто и тепло.
- Ворота-рольставни с автоматическим управлением можно открывать дистанционно, не выходя из автомобиля.
Но есть и минусы:
- Они плохо сохраняют тепло, так как при открывании пропускают много воздуха с улицы;
- Возможно промерзание механизмов и ламелей полотна ворот, в зимний период влага в щелях между ламелями превращается в лёд, и открыть ворота может быть проблематично. Потребуется легко постучать по полотну, и только потом открывать;
- Самостоятельное изготовление ворот-рольставней существенно ударит по вашему карману.
Виды рольставней и их особенности
Такая конструкция, кроме своей основной функции – защиты помещений, скрывает гараж от проникновения уличного шума и прямых солнечных лучей. В продаже можно найти много разных рольставней, которые отличаются по способу изготовления, материалу конструкции эксплуатационному назначению и способу монтажа.
Эти изделия также подразделяются по способу установки: на накладные и встроенные. Накладные рольставни размещаются с наружной стороны проёма, а встроенные монтируют внутри него.
Профессионалы советуют использовать рольставни с внутренним монтажом конструкции, так как они лучше противостоят внешнему механическому воздействию, не искривляются и выглядят симпатичнее.
По используемому материалу рольставни подразделяются на :
- Пластиковые. Такие рольставни нельзя использовать в широких проёмах, но у них привлекательный вид. Изделия хорошо защищают помещение от шума, однако плохо противостоят внешнему воздействию;
- Стальные. Изготавливаются из оцинкованного или окрашенного металлического профиля, хорошо противостоят внешнему воздействию, но материал боится коррозийных процессов;
- Алюминиевые. Такие конструкции похожи по своим характеристикам на стальные, но все элементы меньше весят. В основном их используют владельцы квартир на первом этаже и хозяева магазинов;
- Бронированные. Их изготавливают из алюминиевого профиля с повышенной прочностью. Именно их используют для помещений, которые необходимо максимально защитить от преступников. Часто ещё на заводе такие рольставни оборудуют электрическим приводом и дистанционным управлением;
- Деревянные. Конструкции из древесины используют в основном для декорирования. У таких рольставней высокая экологическая безопасность. Они способны защитить помещение от уличного шума, низкой температуры и солнечных лучей;
- Перфорированные. Такие изделия изготавливают из металлического профиля с пластиковыми вставками. Эти вставки могут быть любой конфигурации, стоят они дорого, но сделаны очень качественно.
Внимание! Профессионалы предпочитают использовать эти конструкции там, где необходимо регулярное проветривание, в основном их устанавливают в витринах торговых точек.
Рольставни бывают с ручным открыванием и механическим. В первой конструкции хозяину гаража необходимо прилагать усилия для закрытия и открывания ставней, а с механическим приводом нужно только нажать кнопку на пульте.
Гаражные рольставни практически невозможно сдвинуть даже с помощью троса, проникнуть внутрь очень сложно, и бесшумно это сделать не удастся. Для улучшения защиты гаража советуют устанавливать конструкции, изготовленные из цельнотянутой стали или алюминия. К сожалению, стоят эти рольставни недёшево.
Тонкости выбора
Чтобы не совершить ошибки при выборе конструкции, подходящей для вас, важно определиться с несколькими моментами:
- Какая степень защиты для вас нужна;
- Есть ли бесперебойное электропитание;
- Какой способ открытия предпочтителен – автоматический или ручной;
- Частота использования оборудования;
- Приоритет комфорта эксплуатации или стоимости.
Ответ на любой из этих вопросов способен сильно изменить цену конструкции. Для экономии денег и времени можно проконсультироваться у профессионалов.
Разница между разными приводами рольставней
Электрический привод. Этот способ управления работой рольставней позволяет использовать устройства аварийного открывания и дистанционное управление. С таким приводом можно применять автоматические замки. Основной недостаток – ограничение размера по ширине проёма (минимально 60 см.)
Карданный привод. Дешёвое и надёжное устройство для управления рольставнями. Можно на выбор использовать несъёмный или съёмный узел. Минусом является то, что масса дверного полотна не должна превышать 36 кг.
Тросовый привод. Это надёжное и недорогое приспособление можно устанавливать прямо на стену или крепить к направляющей. Тросовый привод, к сожалению, не может работать вместе с перфорированными рольставнями. Обязательное условие – установка нижнего замка.
Ленточный привод. Самый дешёвый и простой способ управления роллетами. Недостаток –ограничение по массе дверного полотна (не более 15 кг). Эту систему нельзя провести сквозь стену.
Методика расчёта
Стоимость конструкции определяется с учётом основных характеристик изделия:
- Тип конструкции: будут установлены роллетные ворота или просто роллетная система;
- Габариты проёма гаражных ворот и способ установки конструкции – накладной или встроенный;
- Вид профиля роллет: профили подразделяются по прочности. Более надёжный материал, соответственно, стоит дороже;
- Вид короба: он может быть круглым, с закруглениями 45 градусов, 20 градусов или можно использовать встроенный короб;
- Способ управления: автоматическое устройство или ручное управление.
Расчёт выполняют с учётом ваших розничных цен, к этому нужно добавить транспортные расходы и стоимость монтажа конструкции.
Размеры нарезки заготовок
В первую очередь замеряют ширину проёма – это позволит определить точные размеры роллеты.
Ширина самой роллеты W такая же, как и ширина проёма гаражных ворот Wпр.
W= Wпр
Для комбинированной или накладной установки ворот ширину роллеты подсчитывают по формуле:
W= Wпр+2 Wш
Wш – ширина направляющей шины.
Высота роллеты Н при встроенном монтаже находится по формуле:
Н=Нпр+Нкор+Нкц
Здесь Нком – высота короба ворот-рольставней.
Нкц – высота концевого профиля.
Нпр – высота пролёта ворот.
Длину ламели L находят с учётом ширины роллеты W, вида профиля и габаритов направляющей шины L=W – 6-100 мм.
Размер направляющей шины Lш находят так:
Lш=Н-Нкор-Р (мм) Для роллеты с направляющими;
Lш=Н-Нкор—Wш (мм) Для роллеты с направляющими с обрамлением;
Lш=Н-Нкор+20 (мм) Для роллеты без направляющих и обрамления;
Lш=Н-Нкор+20 – Wш (мм) без направляющих с обрамлением:
Размер защитного короба Lкор рассчитывается так:
Lкор=W – 10 (мм)
Самостоятельное изготовление ворот-рольставней
Перед началом работ необходимо определиться со способом установки ворот в гараже. Бывает встроенная, внешняя и внутренняя установка ворот-рольставней.
Мастера-самоучки в большинстве случаев применяют внешнюю установку, при которой коробку монтируют над проёмом. Эта технология привлекает тем, что для неё не нужны дополнительные подготовительные работы.
Изготовление рольставней состоит из 3 этапов:
- Подготовительный этап – выполнение всех нужных для работы замеров, проверка уровня проема ворот и качества откосов;
- Выбор подходящего материала, при котором учитывают необходимую глубину установки креплений с учётом прочности материала стен гаража;
- Установка конструкции ворот-рольставней.
Инструменты
Для выполнения работы необходимо приготовить следующие инструменты:
- Перфоратор;
- Шуроповёрт;
- Электродрель;
- Болгарка;
- Кувалда;
- Слесарный молоток;
- Пассатижи;
- Ножовка;
- Кусачки;
- Ножницы для резки металла;
- Напильник;
- Набор отвёрток;
- Ключи;
- Силиконовый пистолет;
- Электрический тестер;
- Паяльник мощностью 60 Вт;
- Электрическая переноска длиной 20-30 метров;
- Электрический индикатор;
- Рулетка длиной 5 метров;
- Штангенциркуль;
- Свёрла по бетону и металлу;
- Защитные очки;
- Леса или лестница для выполнения работ вверху проёма ворот.
Чертёж и конструкция ворот-рольставней
При подготовке к работе сначала просчитывают основные размеры пролёта ворот и габариты необходимой роллеты и всех её составляющих, изготавливаемых с помощью нарезки на нужные размеры заготовок-длинномеров.
После этого готовят подробный чертёж, в котором указывают размеры роллеты (высота и ширина). Все размеры зависят от габаритов проёма гаража и способа установки ворот.
Кроме того, в чертеже указывают:
- размер полотна роллеты,
- длину шины,
- габариты короба
- длину октогонального вала.
Основные работы
Процедуру подразделяют на несколько последовательных этапов:
- Нарезка отдельных ламелей полотна нужной длины и удаление заусенцев на срезах;
- Установка уплотнителя в профиль, крепление запорных полос и установка замка;
- Нарезка направляющих шин длины и удаление заусенцев на срезах, установка в них специальных уплотнителей;
- Если потребуется, производят отбортовку в шинах;
- Изготовление защитного короба, для защиты, вырезание окна предназначенного для установки элементов управления механизмами;
- Обрезка октогонального вала, после чего участок среза шлифуют;
- Формирование полотна ворот из отдельных ламелей;
- Монтаж защитного короба и установка в нём приводов.
Чтобы самостоятельно сделать ставни для роллетных ворот, нужно приготовить специальные приспособления и инструменты, такие как:
- Столы, на которых будет удобно нарезать заготовки;
- Специальные станки, предназначенные для нарезки деталей рольставней;
- Торцовая пила;
- Слесарный верстак;
- Воздушный компрессор.
Для правильной установки ворот-рольставней потребуются простейшие инструменты. Перед началом монтажа необходимо подготовить пролёт для установки ворот. Нужно устранить все дефекты и выровнять неровности на стенах, иначе ворота-рольставни не будут герметичны, шины не будут плотно прилегать и даже могут образоваться зазоры.
Наиболее сложная работа – подготовка необходимых отверстий и установка крепёжных элементов. Отверстия сверлят с помощью перфоратора на расстоянии 50 см, крепление выбирают с учётом материала, из которого изготовлены стены.
Для установки ворот-рольставней на стены из бетона нужно применять стальные анкеры, вкручивая их в дюбеля из пластика. Металлические конструкции требуют использования винтов-саморезов, а в кирпичные стены загоняют стальные анкера. Для дерева необходимы шпильки или шурупы.
После подготовки крепления возводят каркас, монтируют шины и устанавливают механизм привода. Установку шин и короба нужно выровнять, проверив уровнем. К приводу подключают электропроводку.
В конце собирают полотно ворот, устанавливают тяговые пружины и замки. После этого останется только заделать все оставшиеся отверстия и установить различные аксессуары.
Типичные просчёты
Чтобы конструкция функционировало долго и надёжно, при работе нужно учитывать несколько нюансов. Существуют типичные ошибки, часто допускаемые начинающими монтажниками:
- Направляющие во время монтажа не выставлены по уровню. Отклонение от вертикальной или диагональной линии может стать причиной заклинивания полотна. Часто такая неприятность происходит летом, в это время металл нагревается и из-за этого увеличивается в объёме;
- Короб негерметичен, в результате в него попадает влага, что приводит к коррозии металлических элементов и уменьшению эксплуатационного срока механизма. Если у вас часто идут дожди, то между основанием короба и его крышкой желательно уложить уплотнитель;
- При закрывании полотна ворот им должны быть закрыты крепёжные болты. Иначе их будет несложно вывернуть, и защита конструкции станет минимальной. Если при монтаже у вас случился такой недостаток, то необходимо рассверлить головки винтов, чтобы сильно усложнить работу злоумышленникам. Конечно, при необходимости снять ворота-рольставни вам тоже придётся немного помучится, чтобы их выкрутить.
Уход за воротами-рольставнями
Уход состоит в нескольких операциях:
- Полотно ворот нужно регулярно очищать от пыли и грязи. Иначе она начнёт налипать на вал, что существенно снизит эксплуатационный срок;
- Необходимо регулярно убирать с полотна лёд и налипший снег. Это может привести к заклиниванию механизма. Можно просто их потихоньку обстучать, и лёд со снегом осыпятся;
- Все части механизма необходимо смазывать. Если появится скрип или посторонний шум, то необходимо сразу провести работы по обслуживанию оборудования.
Не забывайте, что правильно выбранные и установленные гаражные ворота защитят ваш автомобиль не только от кражи, но и от сюрпризов погоды, обеспечивая исправность и сохранность транспортного средства.